Что это за такое мистическое заболевание

Гипертония мистические причины заболевания

Где я:Главная » Список болезней » Гипертония » Причины, симптомы и стадии гипертонии

Статьи по теме:

На сегодняшний день артериальная гипертония является наиболее распространённым заболеванием сердечно-сосудистой системы. Для этой болезни характерно высокое давление, которое зачастую превышает данные показатели 140/90. Постоянно повышенное артериальное давление наблюдается у больных, у которых происходит частый спазм сосудов.

По мнению многих специалистов в области сосудистых заболеваний, артериальная гипертония чаще всего возникает вследствие нарушения кровообращения. Сердечная недостаточность также относится к списку причин, провоцирующих развитие гипертонической болезни, которая для такой категории пациентов служит предвестником смертельно-опасных заболеваний: инсульта, инфаркта и т. д.

Артериальная гипертония оказывает негативное воздействие на сосуды пациента, которые за короткое время сужаются и повреждаются. При слишком мощном потоке крови стенки сосудов не выдерживают и лопаются, в результате чего у больных происходит кровоизлияние. Геморрагический инфаркт происходит непосредственно в том органе, в котором расположены потерявшие эластичность и склонные к ломкости сосуды.

Что такое гипертония?

Гипертония – это заболевание, чьим главным симптомом является высокое артериальное давление, причинами которого считается нервно-функциональное нарушение тонуса сосудов. Чаще всего данное заболевание встречается у людей, которым за 40, но в последнее время гипертония заметно помолодела и встречается у людей разных возрастов. Гипертоний одинаково страдают как мужчины, так и женщины. Гипертония считается одной из главных причин инвалидности, а также и смертности у людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системой.

На протяжении многих десятилетий учёные из разных стран мира занимаются изучением артериальной гипертонии. Согласно данным исследований, результаты которых публикуются в специализированных средствах массовой информации, гипертоническая болезнь является основной причиной инвалидности многих жителей планеты. Статистические данные указывают на то, что артериальная гипертония очень часто становится причиной смерти пациентов, которые слишком поздно обратились за помощью в медицинское учреждение.

Симптомы гипертонии

Главным симптомом гипертонии является головная боль, это происходит по причине сужения, спазма сосудов головного мозга. Также частые симптомы гипертонии – шум в ушах, летание «мушек» и пелена перед глазами, общая слабость, нарушение сна, головокружения, ощущение тяжести в голове, сильное сердцебиение. Такие симптомы бывают на ранней стадии гипертонической болезни и носят невротический характер. При более поздней стадии гипертонии может возникнуть сердечная недостаточность по причине постоянного переутомления сердечной мышцы из-за высокого давления.

Первый официальный случай СПИДа был зарегистрирован в 1981 году в Лос-Анджелесе. В 1999 году 2,8 миллиона ВИЧ инфицированных погибло от смертельного вируса. Каждые 11 секунд в мире происходит новое заражение СПИДом. В Южной Африке каждый день от СПИДа умирает 5,5 тысяч людей.

В Королевском Обществе в Лондоне собрался весь свет мировой медицинской науки в области борьбы с «чумой нашего века». Целью конференции было — пролить свет на загадку о происхождении вируса СПИДа и положить конец бесконечным толкам. Вот уже много лет как в научных и медицинских кругах, а также в прессе, ходят различного рода спекуляции по поводу происхождения HIV-вируса: разработка ЦРУ секретного биологического оружия, которое в какой-томомент вышло у учёных из-под контроля; провокационные эксперименты, направленные на избавление человечества от «гомосексуальной заразы»; эпидемии СПИДа не существует вовсе, то, что медики классифицируют как СПИД в Африке, является на самом деле абсолютно другим заболеванием либо рядом других заболеваний, а если пойти ещё дальше — ВИЧ-инфекция не связана с заболеванием СПИД как таковым. Конечно, такого рода догадки не привлекали внимание конференции в Королевском Обществе. Там обсуждалась следующая версия: мог ли вирус СПИДа быть побочным эффектом, или неудачным вариантом экспериментов над вакциной от полиомиелита в Бельгийском Конго в конце пятидесятых годов.

— Появление покраснений, трещин, язвочек, высыпаний на наружных половых органах, сопровождаемых белесоватым налетом.

Особенно часто при шизофрении бывают слуховые галлюцинации. Человек начинает слышать, так называемые, «голоса», причем по своей воле остановить диалог, звучащий в его голове, он не может.

Больной обычно приписывает «голоса» сверхъестественным силам. Содержание таких бесед может быть нейтральным, а может пугать и приводить в отчаяние. Иногда «голоса» вынуждают человека сделать что-то, что он делать не хочет: прыгнуть в окно, к примеру. И хорошо, если окно на первом этаже…

Бред

Человек неожиданно начинает остро чувствовать свою индивидуальность, неповторимость. Допустим, он ощущает себя пророком, от которого требуется спасти человечество (бред величия или бред особого предназначения). Или наоборот – чувствует себя объектом пристального внимания высших сил: от ФСБ и ЦРУ до сатаны лично (бред преследования).

ических
состояний с сос­тояниями измененного сознания вследствие наркотического
опьянения эфиром или окисью азота, мистУказывая на известное сходство W.Jamesические переживания всегда оставляют воспо­минания об их сущности и
глубокое ощущение их важности. Наря­ду с компонетами, отмеченными мистутверждает, что в от­личие
от них, W.Jamesического света» [19] он выделяет
следующие типы переживаний: 1) разрушительный, ос­лепляющий свет, примером
которого может быть опыт святого Павла по дороге в Дамаск (Деян. 9:3—7); 2)
чрезвычайно интенсивный, сверхъестественный свет, озаряющий материю до самых
глубин, но не разрушающий ее; 3) внутренний свет, ощущаемый во всем теле с чувством
вознесения ввысь.мист, М.Элиаде придает
важ­ную роль свету. В работе «Опыты

Воспользовавшись Примерно той же методикой,
что и W.James, американский
психолог A.MaslowОбщие во всех ответах
моменты «высшего счастья и свершения» автор назвал «пиковы­ми» переживаниями,
которым свойственно: 1) восприятие объекта целым, завершенным, в отрыве от его
связей, назначений, возмож­ной полезности; 2) абсолютное сосредоточение
внимания на объек­те с восприятием мельчайших деталей и отсутствием сепарации
зна­чимых и незначимых его компонентов; 3) нарушение ориентировки с утратой
ощущения протяженности времени; 4) положительный эмоциональный фон с признаками
удивления, благоговения, сми­рения и подчинения.
ческой жизни [31]. Исследователя
интересовали переживания, причиной которых были влюбленность, услышанная
музыка, неожиданно потрясшая кни­га или картина, мгновения творчества.
Результаты личных бесед с 80 респондентами и изучения 190 письменных работ
помогли опи­сать «идеальный» композитный синдром. психиическое пе­реживание не является абсолютно изолированным феноменом, но
имеет аналоги и вобычной, нерелигиозной мистустановил, что

ических состояний общим являются неболезненные «из­мененные
состояния сознания», содержащие по мистТаким образом, как для пиковых переживаний,
так и для религи­озных K.Jaspersмножество модусов, общим
фактором которых является отклонение от нормаль­ной ясности, континуальности и
связи с «Я» [25].

ических состояний отмечали многие авторы. мистИзмененное сознание как диспозиционный фактор
возникнове­ния религиозных R.Fisherические переживания эк­стаз,
визуализированные представления, галлюцинации. Второй — тропотропный —
способствует расслаблению, пассивности, созер­цательности (21].мистические
переживания. Первый — эрготропный — включает в миствыделил два взаимно
исключающих континуума изменен­ных состояния сознания, генерирующих

Концепция «бимодального
сознания» A.Deikmanческих барьеров, направленных против отвлекающих
стимулов. По психиического опыта
является процедура умозрительной медитации, при которой медиативный тренинг
ведет к образованию интрамистические техники автор связывает с доми­нированием
рецептивного модуса. На основе экспериментов со здо­ровыми испытуемыми он
пришел к заключению, что принципиаль­ным моментом в создании Мист[20]
предпола­гает существование двух модусов: активного и рецептивного
(воспринимающего). A.Deikmanческих структур, организующих и
интерпретирующих перцепционные стимулы.психиических переживаниях, могут быть расценены как
последствия частичной дезавтоматизации мистмногие
явления, описанные в

ических
явлений при­менил мистЭволюционный подход к пониманию K.Wilberческих расстройств [39].психики:
совесть, сострадание и т. д.). Каждой из этих стадий соот­ветствует
определенный спектр психиьную
(созна­ние божественного присутствия, формирование высших форм трансперсонал, разделив процесс
развития сознания на три стадии: 1) предперсональную (волшебное и мифическое
сознание); 2) персо­нальную (рациональное сознание); 3)

ческая работа) [27], изменение
метаболизма дофамина |26|. На основании прове­денных нейрофизиологических
исследований психиических состояний. Исследо­вания,
проводимые в момент медитации, выявили на ЭЭГ у испыту­емых гиперсинхронизацию
в результате избыточной синаптической бомбардировки серотонином и глютаминовой
кислотой [24|, блоки­ровку а-ритма вследствие повышения функциональной активности
мозга (напряженное внимание, интенсивная мисттов корреляВ последние десятилетия предпринимались
попытки поиска ней­рофизиологических M.Persingerическом
погружении.мисту о сходстве изменений в височной доле при эпилеп­сии и при гипотез 134] выд­винул

ических состояний содержится в работах
основополож­ников нейротеологии мистЕстественнонаучная интерпретация
нейрофизиологических кор­релятов A.Newbergи E.D’Aquiliальных матриц. «Групповые ритуалы, как и индивидуальная религиозность,
способствуют вовлечению одних и тех же эмоциональных разрядов, имеющих
отношение к эмоциям страха, умиротворения или экстаза. Эти эмоции и этот опыт
могут быть вызваны деафферентацией, т. е. ограничением доступа инфор­мации к
мозговым структурам» [32].культуру о том, что в отличие от феноменологии, т. е. изучения путей, которыми
ре­лигиозные люди приходят к религиозной вере и практике, нейротеология
обнаруживает паттерны, которые являются универсальными и независимыми от
гипотез. По их мнению, изме­нения
электрической активности, происходящие в лимбической системе, вовсе не говорят
о том, что мозг «создает бога», однако он естественным путем создает механизмы,
которые делают возможным религиозный опыт. В своих работах они выдвигают

3.4.2. Религиозный опыт и
психоз

е, не являются таковыми в другой.культурических состояний явно не работают, поскольку в религиозном
опыте отсутствует под­лежащий восприятию реальный объект. Кроме того, все
феномены, которые присутствуют в измененных состояниях сознания в структуре
религиозного опыта, встречаются и при психозах. Нередко пе­реживания, кажущиеся
патологическими в одной мистческой
деятельности реальной действительности; 3) длительность, устойчи­вость,
тотальность; 4) наличие бреда, помрачения сознания, нарушения восприятия,
памяти, эмоций. Если скрупулезно следовать данному определению, то окажется,
что критерии отражения реальной действительности при оценке
религиозно-психиТрадиционное определение психоза включает в
себя: 1) наруше­ние отражения реального мира; 2) несоответствие

По меткому замечанию C.Tart, «многие примитивные
народы, на­пример, считают, что практически каждый нормальный взрослый че­ловек
способен входить в транс или может стать одержимым богом, а тот, кто не
способен на это, считается психологическим калекой» [38].

ических и
психотических феноменов, выдвинутая мистатри­ческого подхода является концепция интерференции психиПримером попытки совмещения психологического
и D.LukofFатрами
[30] явилось введение в классификацию психиическими явлениями. Результатом
дальнейших разработок этой проблемы американскими психологами и мистический опыт с
психотическими явлениями; 4) психоз с мистический опыт; 2) психоз; 3) мист[29]. По его мнению, следует
различать: 1) DSM-IVнового кода: V62.89 Религиозные и
ду­ховные проблемы.

ческой деятельности.психиическое
состояние как патоло­гическое явление следует рассматривать лишь в том случае,
если оно на правах симптомокомплекса входит в структуру синдрома — систему
высшего порядка, определяющуюся не только качеством, но и тяжестью расстройства
мистТаким образом, религиозно-

3.5. ический
симптомокомплексмистРелигиозно-

в клинической картине непрогредиентных
эндогенных

ческих заболеванийпсихи

в форме «религиозного обращения» [25]. Данные состояния
характеризовались экзальтацией, иногда тревогой, страхом, сохранением и
усилением психомоторной активности. Ранее усвоенные религиозные знания
переводились в чувственные образы и представ­лялись в виде развернутых
последовательных сценоподобных кар­тин или в виде символов, сгущений,
вытеснений. На фоне бреда во­ображения наблюдались агрессивные или
аутоагрессивные действия.психотические
вспышки
ческая травматизация, включающая в себя широкий
спектр средовых воздействий: материально-экономические трудно­сти, потерю
работы, разлуку или смерть близких. В поисках «якоря» больные обращались к
религии, посещая нередко как традицион­ную церковь, так и различные секты,
кабинеты гадалок, магов, эк­страсенсов. На фоне чрезмерных психоэмоциональных
нагрузок, обусловленных культовой деятельностью, возникали психиВ наших наблюдениях, как правило, развитию
психоза предше­ствовала

— Профилактика преступности клеток. Если создать препараты, которые будут узнавать клетки, получившие только первые изменения, то, проводя периодические курсы «очистительной» терапии, можно снять проблему.

Рак и старость — братья-близнецы

 Уровень заболеваемости раком резко возрастает к старости. Онкология и возраст действительно взаимосвязаны?

— Что такое старение? Это возникновение системного, мягкого, хронического воспаления всего организма, скорее всего, связанное с накоплением сенесцентных клеток, которые и являются источником воспаления. В этом смысле старение и рак — близнецы и братья. Одно есть следствие другого. 70% мужчин, достигших 70-летнего возраста, имеют рак простаты. А 90-летние — 90%. Поразительно, что на ранних стадиях развития таких раков даже одно снятие воспаления приводит к тому, что болезнь уходит. Так, например, может исчезнуть рак желудка ранней стадии, когда удается избавиться от Helicobacter pylory с помощью антибиотиков.

Есть, таким образом, два способа профилактики онкопроцесса. Первый способ — отличать те клетки, которые приобрели признаки «преступности» и уничтожать их, тем самым отнимая у рака саму возможность возникнуть. И второй — бороться с системными изменениями, связанными со старением, уничтожая лекарственными методами клетки — источники старческого воспаления. Эту задачу решает наша компания «Тартисстарение», также финансируемая «Биопроцессом». То есть производить периодическое омолаживание организма, решая при этом массу проблем.

 Если раньше накопление сенесцентных клеток как причина старения было одной из многих теорий, то сейчас она начинает доминировать в геронтологии…

— Молекулы — прототипы будущих лекарств у нас уже есть. Мы доказали, что старческие клетки можно уничтожать, не трогая молодые, а значит, сама болезнь является поддающейся лечению. Это отправная точка. У нас есть препараты, которые отличают старую клетку от молодой, и в недалеком будущем можно ожидать их проверки на животных.

То, что наша программа борьбы со старением состоялась, — это в большой степени заслуга Михаила Могутова. Если бы не его смелость и доверие, то на момент создания этой компании получить деньги на такие исследования на биотехнологическом рынке было бы невозможно.

ШАМАНИЗМ.

Слово «шаман», которое правильно произносится как «ша-маан», употребляется сейчас многими поклонниками эзотерического знания, но истинный его смысл ясен далеко не всем. ШАМАНИЗМ — разнообразные религиозные верования, несущей конструкцией которых выступает богоподобный авторитет шамана — харизматической личности (медиума), способной впадать в транс, исцелять больных и убогих, а также находящаяся в контакте с загробными мирами. С точки зрения религии определение шаманизма может быть такое:  ШАМАНИЗМ — религия (разнообразные верования), несущей конструкцией которых выступает богоподобный авторитет шамана — харизматической личности (медиума), способной впадать в транс, исцелять больных и убогих, а также находящаяся в контакте с загробными мирами.
Пришло оно из эвенкского языка и имеет в нем значение «тот, кто знает». Шаманство было открыто в Сибири в XVII-XVIII вв., после чего были найдены свидетельства существования этого явления во всем мире.
Первым известным литературным произведением, посвященным шаманам, стала шуточная пьеса Екатерины II «Шаман сибирский».
В наше время многие люди считают, что шаманы были кем-то вроде народных лекарей, а другие представляют их себе как людей с загадочной душой и демоническим взглядом.
На самом деле шаман — это просто человек (мужчина или женщина), который по собственной воле может изменять состояние своего осознания для того, чтобы контактировать с другими измерениями бытия и/или путешествовать туда для получения знаний и силы.
После того как его задача выполнена, шаман возвращается обратно в наш мир, «домой», чтобы использовать эту силу и знания, принося пользу самому себе или другим людям.
Шаманизмом антропологи называют архаический магически-религиозный феномен, в котором главным является искусство вхождения в состояние экстаза.
Присущий шаманизму комплекс религиозных и экстатических элементов, а также специфическая идеология существуют на протяжении тысячелетий во многих в целом весьма отличающихся друг от друга культурах.
Главной фигурой в традиции шаманизма является шаман — владеющий недоступными для остальных людей знаниями и навыками человек, который может специализироваться в каком-то определенном магическом искусстве (например, власть над огнем или магический полет).
Наиболее часто встречающейся специализацией шаманов является врачевание.
Основная отличительная характеристика шаманизма состоит в его акценте на достижении состояния транса.
Используя такие методы, как ритмичный барабанный бой, танец, пение, принятие психоактивных естественных препаратов или просто волевое усилие, шаман производит в своем сознании сдвиг, который позволяет его душе совершить путешествие в место, которое традиционно называется миром духов.
Во многих архаичных культурах эта «потусторонняя» вселенная разделяется на три основных области: Верхний мир, Средний мир и Нижний мир. Кроме того, шаман использует духов-помощников, с которыми он или она может вступать в связь, постоянно сохраняя контроль над своим собственным сознанием.
Есть примеры того, как душа шамана попадала в плен к этим духам, но это скорее исключение, чем правило.
Большинство шаманов в тех сообществах, где шаманизм всегда был частью жизни, являлись и являются мужчинами.
Однако следует отметить, что и женщина может стать шаманом, и такие случаи встречались.
В Монголии, до того как эта страна попала под власть Китая и в ней силой было установлено патриархальное устройство, шаманизм вообще был уделом почти исключительно женщин.
В традициях шаманизма имеется несколько более или менее общих для всех культур практик, которые были изучены современными исследователями.
Это явилось одной из причин появления нового направления в науке — «антропологии сознания».
Признание трансперсональной психологии как «четвертой силы» в психологии позволило начать изучение природы и истории эволюции человеческого сознания методами, которые были ранее недоступны исследователям.
Одновременно интерес к шаманизму выплеснулся за пределы академических кругов, и все большее количество людей начало самостоятельное изучение шаманских практик, чтобы достичь измененных состояний сознания.
Именно шаманы традиционных культур изобрели такие техники, как ясные сны (осознание человеком во сне того факта, что он спит, позволяющее превратить обычное сновидение в увлекательное магическое путешествие) и выход за пределы физического тела.
В наше время эти методы исследования внутреннего пространства были изучены многими людьми.
Некоторые из них были учеными, некоторые — потомками шаманов прошлого, прочие попытались придать этим знаниям более современную форму, в результате чего появился нетрадиционный, или неошаманизм.
В последние годы, одновременно с возникновением рэйв-культуры, начало набирать силу новое направление, которое называется техношаманизмом.
Его движущим средством являются синтезированные с помощью компьютерных технологий ритмы и мелодии, воздействующие на подсознание и помогающие погружению в состояние экстаза.
Огромную роль в любых формах шаманизма в течение тысячелетий играли практики, связанные со знакомством с собственной смертью.
Пройти инициацию, т.е. обряд посвящения в шаманы мог только человек, который до этого в результате болезни, травмы или других причин стоял на грани смерти и заглянул ей в лицо.
В последующем шаман также неоднократно с помощью определенных отваров или других средств сознательно доводил себя почти до смерти, что давало ему определенную свободу от привязанности к окружающему миру и позволяло увидеть другие миры.
Упоминание этих методов можно найти во многих старых документах, в которых описываются шаманские обряды архаических культур, будь то в Сибири, в Америке или в других регионах нашей планеты.
Такое же глобальное распространение имели вызывающие в наше время большой интерес техники работы со сновидениями, при помощи которых человек может осознать себя спящим и оставаться бодрствующим во время сна.
Однако наиболее типичными для всех форм традиционного шаманизма являются методы сознательного выхода за пределы физического тела.
Эти путешествия души могут отправить шамана в нижние миры, в верхние уровни реальности, в параллельные физические миры или просто в другие места нашего мира.
Например, такой феномен, как магический полет, в большинстве случаев описывается не как путешествие во внутреннем пространстве, а как реальный полет шамана, не связанного ограничениями физического тела.
Как уже упоминалось выше, побуждение стать шаманом появляется у человека как прямой результат переживаний, связанных с близостью собственной смерти.
В качестве обычных примеров упоминаются такие случаи: попадание молнии, падение с высоты, серьезная, представляющая угрозу для жизни болезнь, а также непроизвольное появления сна высокой ясности, в котором человек умирает или какие-то его органы заменяются на другие, приводя таким образом к повторному рождению.
Выживание после таких внутренних или внешних «прикосновений смерти» дает шаману особый опыт, который усиливает его способность эффективно воздействовать на других людей.
Обладая опытом такого рода, шаман легче может понять, что необходимо сделать в конкретной ситуации.
Шаманизм дает любому человеку возможность самостоятельно вступать в контакт с силами Вселенной и получать энергию и знания без вмешательства посредников.
Это опыт, приносящий смирение и силу, и настоящий шаман всегда обладает большой скромностью, понимая, что его могущество взято в долг у Вселенной, а его миссия — наилучшим образом распорядиться своим могуществом на благо природы и ее творений.

ШАМАНИЗМ КАК СИСТЕМА ПСИХОТЕХНИКИ
Чем отличается шаманизм от других ранних форм религии и почему именно ему мы решили уделить особое внимание?
О шаманизме написано гигантское количество статей и монографий, и тем не менее до сих пор недостаточно ясны даже сами критерии отнесения того или иного религиозного феномена к шаманизму, не говоря уже о том, что некоторые этнологи склонны отделять шаманизм как концептуальную модель от шаманства как определенного типа религиозной практики. В настоящей работе мы будем следовать критерию, предложенному М.Элиаде в его знаменитой книге, и будем под шаманизмом понимать архаическую технику экстаза, то есть примитивную психотехнику. Именно ее наличие и выделяет шаманизм из прочих ранних форм религии. Более того, именно потому, что трансперсональный момент впервые довольно чисто представлен в шаманизме и шаманизм же оказывается первой из форм религии, которая располагает достаточно сформировавшейся психотехникой, мы склонны в определенной мере смотреть на него как на самый ранний пример религии в собственном смысле этого слова, как на антропологический и экзистенциальный феномен религиозного характера, в котором собственный признак религии представлен отчетливо и непосредственно.
Действительно, за исключением психотехники в шаманизме нет ничего уникального, ибо все космополитические и космографические идеи и представления, используемые или утилизируемые шаманизмом (тройственное деление мира, образ мировой оси и т.п.), существовали и до него и помимо него. И глубоко прав М.Элиаде, считающий особенностью шаманизма именно то, что он сделал эти представления содержанием индивидуального религиозного опыта, а точнее, смоделировал, его форму по образцу общепринятых космологических представлений, используя их и для описания своего сугубо личного опыта глубинных переживаний. Процитируем самого М.Элиаде:
«В архаических культурах сообщение между Небом и Землей используется для жертвоприношений небесным богам, а не для того, чтобы предпринимать конкретное и индивидуальное восхождение, которое остается уделом шаманов. Только они умеют подниматься на Небо через «центральное отверстие»,* только они преобразуют космотеологическую концепцию в конкретный мистический опыт.
Это важный момент: он показывает ту разницу, которая существует, например, между религиозной жизнью североазиатского народа и религиозным опытом его шаманов – этот последний есть опыт индивидуальный и экстатический. Иными словами, то, что для остальной общины остается космологической идеограммой, для шаманов (и других героев и т.д.) становится мистическим маршрутом. Первым Центр Мира позволяет направлять к небесным богам своим просьбы и приношения, тогда как вторым он дает возможность улететь в прямом смысле слова. Реальное сообщение между тремя космическими зонами возможно лишь для этих последних. <…> Не сами шаманы – одни – создали космологию, мифологию и теологию своих племен; они лишь ввели их в свой внутренний мир, опробовали и использовали в качестве маршрута для своих экстатических путешествий».
В ходе развития шаманизма его психотехнический элемент еще более усиливается, и те типы шаманизма, которые, по существу, являются переходными от ранних форм религии к религиям чистого опыта, стремятся к усилению роли психотехнического элемента, ведущего к трансперсональным переживаниям («транс» в терминологии Элиаде). Элиаде предлагает следующее объяснение этого явления:
«Например, не обязано ли отклонение шаманского транса от «нормы» тому факту, что шаман пытается опробовать на конкретном опыте символику и мифологию, которые по самой своей природе не подлежат эксперименту, не поддаются «конкретной» «проверке опытом»; одним словом, не стремление ли достичь любой ценой и неважно каким способом вознесения во плоти, мистического и в то же время реального путешествия на небо, – не оно ли привело к ошибочным трансам, которые мы наблюдали; не является ли, наконец, такое поведение неизбежным следствием отчаянного желания «пережить», а иначе говоря, «опробовать на опыте» то, что в нынешнем человеческом состоянии возможно лишь в плане «духа»? 
В этой цитате только один пункт вызывает наше несогласие с Элиаде – по нашему мнению, люди во все века, от шаманов до индийских йогинов и от орфиков и гностиков до «сайентологии», занимались экспериментами с психикой, стремясь поверить опытом доктринальные положения и догматические схемы, которые, в свою очередь, непосредственно или опосредованно также восходили к опыту и переживанию. Порой эти эксперименты приводили к созданию такого психотехнического чуда, как индийская йога, подлинная наука духовного делания, а порой – к появлению сомнительного «культа». В случае с шаманизмом (оставляя без ответа вопрос о том, не была ли и исходная космотеология основана на стихийном и неосознанном психотехническом опыте) избыточное присутствие в нем психотехнического фактора приводило к деформации исходной модели, к упадку шаманизма как четко определенного культурно-исторического явления и его перерастанию (по крайней мере, в некоторых регионах) в религию чистого опыта. Шаманизм был шаманизмом, пока психотехнический и космотеологический (архаический по своему характеру) аспекты его находились в гармонии и согласии. Но как только переразвитие психотехники привело к осознанию недостаточности старых мифа и космологии ни как формы описания нового опыта, ни как его концептуальной опоры, шаманизм вступил в кризис, приведший в отдельных случаях к появлению религий высшего порядка (характерный пример – даосизм).
Важно отметить еще одно существенное отличие психотехники шаманизма от психотехнических методов в религиях чистого опыта. В первом случае психотехника (в классическом варианте) направлена на вполне утилитарные цели: шаман вступает в сферу трансперсонального опыта или во время инициации, или выступая как психопомп (проводник душ умерших на тот свет), или с целью излечения больного и т.п., тогда как в религиях чистого опыта психотехника есть средство постижения истины, освобождения, спасения или самореализации (ср.: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными»).
Это отличие очень точно подметил японский ученый Идзуцу Тосихико в своей статье «Мифопоэтическое «эго» в шаманизме и даосизме»: для шамана существует разрыв между его могуществом, обретенным в трансе, и его состоянием в обыденной жизни, тогда как для даоса и то, и другое едино и неразделимо.
Потому поэт-шаман Цюй Юань (III в. до н.э.) кончает жизнь самоубийством в водах реки Мило, а лирический герой оды «Дальнее странствие» («Юань ю») наслаждается созерцанием истока всего сущего, венчающим его «волшебный полет». Не ставя своей целью всестороннее описание шаманизма (явления, как и другие формы религии, поистине универсального, имеющего место и в сибирской тайге, и в тундре, и в Индонезии, и в обеих Америках, и в Океании, и в других местах), мы ограничимся общей информацией (иллюстрируя ее одним-двумя примерами) о следующих аспектах шаманизма: «шаманская болезнь», инициационные ритуалы, переживания и камлание как основная форма шаманской психотехники, включающая в себя «волшебный полет» в небесный мир или нисхождение в подземный. После этого мы предложим возможную психологическую интерпретацию рассматриваемых явлений. Примеры в основном взяты нами из монографии М.Элиаде как своего рода компендиума материалов по шаманизму.
«ШАМАНСКАЯ БОЛЕЗНЬ»
В шаманизме самых разных народов мы встречаемся с уникальным явлением, получившим название «шаманская болезнь» и представляющим собой как бы свидетельства шаманского призвания будущего адепта. Хотя «шаманская болезнь» и весьма распространена в самых разных регионах, однако ее нельзя считать непременным атрибутом шаманизма. Мы встречаемся с ней только там, где существует представление об избранничестве шамана и где будущий шаман оказывается бессильным перед волей духов, которая никак не согласовывается с личным волеизъявлением избранника (это весьма характерно для сибирского шаманизма). В тех же традициях, где будущий шаман или избирается еще в детском возрасте практикующим шаманом, или же шаманское служение становится результатом сознательного и добровольного выбора человека (как у эскимосов), «шаманская болезнь» неизвестна. Очень часто мы встречаемся с этим видом психофизической патологии в родах потомственных шаманов, даже если потомки шаманского рода полностью порывают с традицией. Известны случаи, когда молодые люди из шаманских семей, воспитывавшиеся в условиях советского общества, в атеистических и материалистических убеждениях, тем не менее страдали от «шаманской болезни» и избавлялись от нее, только начав практиковать шаманскую психотехнику и, по существу, становясь шаманами.
В чем заключается «шаманская болезнь»? Это целый комплекс патологических состояний, которые испытывают будущие шаманы в молодости (часто в пубертатный период) и являющиеся в глазах шаманов свидетельством избранности человека духами для шаманского служения. Очень часто человек пытается сопротивляться этим состояниям, не желая становиться шаманом, однако патологические симптомы нарастают, становясь мучительными и непереносимыми. И только обратившись за помощью к шаману и пройдя через шаманскую инициацию (посвящение), человек целиком и полностью избавляется от болезненных ощущений. «Шаманская болезнь» обычно проявляется в приступах сонливости, головной боли, ночных кошмарах, слуховых, зрительных галлюцинациях и иных формах патологических состояний. Больной начинает слышать голоса духов, зовущих его, видит странные и пугающие видения. После шаманской инициации и начала шаманской деятельности все эти симптомы навсегда проходят, что объясняется шаманистами как результат следования человека своему призванию и согласие с волей могущественных духов и предков-шаманов.
Феномен «шаманской болезни» заставлял многих исследователей (Ольмаркс, Ниорадзе, В.Г.Богораз-Тан, Д.Ф.Аберль и др.) видеть корни шаманизма в психопатологии, а именно в так называемой арктической истерии. Это точка зрения была полностью развенчана М.Элиаде.
Во-первых, арктическая истерия (весьма распространенная в северных широтах болезнь, связанная с недостатком света, холодом, дефицитом витаминов и т.д.) не может быть источником и причиной шаманизма хотя бы потому, что шаманизм (и «шаманская болезнь») распространен по всему миру, а отнюдь не только в арктических и субарктических регионах. Весьма развитые шаманские традиции существуют в тропиках (например, в Индонезии), где никаких причин для повальной психопатологии нет.
Во-вторых, переживания невротика и истерика сами по себе лишены религиозного содержания и религиозной ценности и могут сопоставляться с религиозными трансперсональными состояниями лишь по каким-то чисто внешним параметрам. Более того, сами нативные носители шаманской традиции прекрасно отличают шаманскую харизму от психопатологии: например, среди суданских племен весьма распространена эпилепсия, однако эпилептики никогда не становятся шаманами.
В-третьих, шаман отнюдь не просто больной человек, а исцелившийся больной, полностью контролирующий свое состояние и управляющий им. Отличие шаманского транса от патологических состояний заключается и в том, что это управляемые состояния, достигаемые посредством особой, разработанной в данной традиции психотехнической процедуры.
В-четвертых, шаманы представляют собой интеллектуальную элиту своих народов. Их интеллектуальный уровень и волевые качества в целом значительно выше, чем у их среднего соплеменника. Имен

Adblock detector
Наверх