Венчание без свидетелей возможно ли

Венчание в церкви, церковное венчание, обручение, церковные традиции

Теперь мы обвенчаны... Что такое церковное венчание: начало или итог? Не начало, потому что таковым является Любовь. И не итог, потому что еще многое предстоит сделать. Венчание — это благословение церкви, укрепление двух разных людей на пути совместной жизни и закрепление выбранного ими решения. Иными словами, венчание — это этап, за которым следует продолжение.

Венчание — одно из семи таинств Русской православной церкви. Полагают, что брак был установлен Богом еще в раю, а Иисус Христос, будучи гостем на браке в Кане Галилейской, освятил, подтвердил само устройство брака. Долгое время (вплоть до X века) в церкви не существовало особого чина венчания, да и потом он появлялся постепенно, поэтапно. Вначале достаточно было объявить себя мужем и женой в церковной общине — в этом случае брак считался совершенным и его нельзя было расторгнуть. Позднее нужно было взять благословение священника на брак, иногда требовалось присутствие священника на свадебном пиру. К X веку христианин и христианка, желающие вступить в брак, должны были причаститься вместе за Евхаристией (Евхаристией или Литургией называется главное христианское богослужение). Именно из чина Литургии возникло современное таинство Венчания.

Обручение

Таинству брака предшествует обручение. На Руси до XVIII века оно происходило за месяц или даже за год до венчания и являлось своего рода договором, юридическим обязательством заключения брака в будущем. Но в то же время обручение могло быть расторгнуто. Например, если выяснялось, что жених или невеста уже дали обещание кому-то другому. Если обручение расторгалось по неуважительным причинам, расторгнувшая сторона должна была выплатить значительную денежную компенсацию. На Западе (в католической и протестантской церкви) аналогом обручения была помолвка. Ее светская часть — обмен кольцами за некоторое время до свадьбы и публичное объявление предполагаемой даты бракосочетания — и сегодня является традицией в состоятельных аристократических семьях Европы.

Венчание в церкви предполагает наличие свидетелей. Тем не менее, у многих возникает ряд вопросов, связанных с их участием: могут ли свидетели быть не крещеными? Могут ли свидетели быть без нательного крестика на шее? Могут ли свидетели состоять в родственных узах? Таких вопросов много. Мы постараемся ответить на самые распространенные из них

Что делают свидетели на венчании.

Свидетелями на венчании не могут быть разведенные супруги. Они не смогли сохранить свой семейный союз и, по мнению церковных канонов, станут плохими духовными наставниками молодоженам. Запрещено брать помощниками на венчание мужчин и женщин, живущих в гражданском браке. Незарегистрированные в ЗАГСе брачные союзы, образованные наперекор священным заповедям, не одобряются православной церковью.

Старинные традиции и правила церковного обряда

Традиции, правила церковного венчания со временем практически не изменились. В зависимости от места проведения таинства, церемония длится от 40 минут в приходской церкви до 60 минут в монастыре. Все участники таинства должны быть крещенными или пройти обряд крещения, иначе к венчанию они не допускаются. За несколько дней до таинства необходимо сходить в церковь: исповедаться, причаститься. Непосредственно перед обрядом нельзя принимать пищу, заниматься сексом.

Приступая к столь важному Таинству, требуется приготовить себя, очистившись Исповедью, Причащением и молитвой, но не балами, музыкой и танцами, ибо этот шаг простирается не только на здешнюю жизнь, но и на вечность.

Как правильно исповедоваться и причаститься перед венчанием?

– Подготовка к Исповеди и Причастию перед венчанием такая же, как и в любое другое время.

Кому запрещено вступать в церковный брак?

  1. Для венчания оба супруга должны быть крещеными христианами. Иногда допускается венчание с христианами других направлений – католиками, лютеранами, протестантами. Однако дети, рожденные в этом браке, в строгом порядке должны стать именно крещеными. Венчание с буддистом, мусульманином и представителем любой другой веры невозможно.
  2. Обряд венчания возможен только после заключения официального брака в ЗАГСе. Случаи, когда этот путь встречает трудности, решаются в индивидуально порядке – для этого следует обратиться в церковь.
  3. Венчание возможно только в определенные периоды, когда не проходит церковный пост. При выборе даты свадьбы обратитесь к церковному православному календарю.
  4. Венчание, как и официальный брак, доступно для лиц старше 18 лет.
  5. Нет никаких ограничений относительно гостей таинства – приглашать можно всех, кого хочется.
  6. Венчание может проходить в один день с заключением официального брака, но это физически очень сложно.
  7. В венчании будет отказано лицам, которые состоят в какой-либо степени родства.
  8. Венчаться полагается в нарядной одежде. В идеале, на невесте должно быть платье, скрывающее руки, плечи, спину и конечно ноги. Если платье без рукавов, необходима накидка на плечи.
  9. Венчание разрешено запечатлевать на пленку, но это необходимо делать после предварительного согласования со священником.
  10. Расторгнуть церковный брак крайне сложно, поэтому заключать его нужно только тогда, когда вы уверены в партнере и в вашем союзе. Венчание может состояться не более трех раз в жизни. Если кто-то из пары уже состоял в церковном браке, сначала стоит добиться его расторжения.
  11. Невозможно венчание лиц, один или оба из которых состоят в фактическом браке с кем-то другим.
  12. Любые вопросы, которые у вас возникнут, решать необходимо строго со священником, а не со сторожем, бабушками-прихожанками или продавщицей в церковной лавке.

Раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью. Но сейчас в поручители приглашают друзей и подруг жениха и невесты, зачастую не вступивших в брак и мало что понимающих не только в семейной, но и в духовной жизни. Это, конечно же, плоды духовной неграмотности и той «моды» на венчание, которая имеет место среди наших соотечественников. Поэтому думается, что возрождение старых благочестивых традиций было бы делом далеко не лишним в современной церковной практике.

Поэтому вывод напрашивается сам собой: незачем отказываться от помощников и взваливать все дела на свои плечи. А от того, насколько ответственно вы отнесетесь к выбору этих самых помощников, во многом зависит как пройдет свадьба.

В свидетели лучше выбирать коммуникабельных и общительных людей. Ведь во многих вещах они задают тон всей свадьбе. Например, от того, насколько бойко свидетельница будет продавать невесту во время выкупа, а свидетель выкупать, зависит как пройдет выкуп.

Лучше заранее (не позднее двух месяцев до свадьбы) предупредить человека, что вы планируете его на роль свидетеля. Тогда  он сможет морально и материально подготовиться к своей ведущей роли.

Если Вам понравились мои советы, посмотрите мои видео подкасты на эту же тему «Видео»в разделе .

Уверен, что у вас есть собственное мнение, предлагаю делиться опытом, на объективную картину не претендую, но к ней очень стремлюсь, поэтому буду благодарен за ваши комментарии ниже.

Возможно вас заинтересуют следующие статьи:

— Это один из тех вопросов, которые допускают оба варианта ответа. Есть плюсы и в том, и в другом варианте. Действительно, часто люди желают, чтобы это Таинство было совершено над ними без свидетелей — это личный, интимный договор между ними и Богом. Сами супруги должны решить, как поступить, исходя из того, как для них будет удобнее и как им покажется целесообразнее.

— Какова роль родителей при венчании?

— И в римской, и в греческой, и в иудейской традициях важнейшим элементом бракосочетания был момент, когда отец невесты соединяет руки брачующихся — и передает ее руку в руку жениха. То есть родители передают своего ребенка в руки его «второй половины». Этот момент есть в древних чинах венчания, он сохранился в католицизме, но у нас он, к сожалению, оказался утрачен. Однако отголосок его остался: когда священник перед началом чина обручения соединяет руки брачующихся, накрывая их епитрахилью, и, держа за руки, ведет жениха и невесту из притвора в храм, а также когда уже во время Таинства они все вместе трижды обходят аналой в центре храма. В остальном родители во время Таинства — лишь свидетели и сомолитвенники своим детям.

— Как самим супругам следует готовиться к венчанию? 

— Для людей церковных подготовка к венчанию ничем не отличается от обычной подготовки к участию в таинствах. За исключением того, что они должны хорошенько подумать, готовы ли они взвалить на себя свою супругу или своего супруга со всеми его немощами, страстями, проблемами. Четко понимая, что не надо рассчитывать, что твоя «половинка» в браке станет гораздо лучше, нежели ты знаешь ее сейчас. И это определенное дерзновение, на которое человек отваживается перед Самим Богом! Человек должен ясно понимать, что он берет на себя.

Если он готов взвалить на себя другого, причем в самом худшем варианте, о котором он знает, — тогда можно надеяться, что этот брак состоится. А если он рассчитывает на то, что все недостатки супруга куда-то исчезнут, а всё, что в нем вдохновляет, радует, еще больше раскроется… то, скорее всего, все будет с точностью до наоборот.

— Жестко. Значит, надо быть реалистами? И робко надеяться, что вы оба будете становиться лучше?

— Надеяться робко — да, а вот рассчитывать нельзя. Почему в сознании христианина брак и монашество — это практически тождественные вещи? И там, и там человек приносит себя в жертву другому. И нет никаких гарантий, что эта жертва будет принята, понята, оценена. Все счастливые браки проходили очень сложный, тяжелый, болезненный путь «перемалывания» обоих супругов, притирки их друг ко другу. И это всегда связано с максимальным умалением своих собственных интересов, себя самого, своих пожеланий, своих представлений о том, что должно быть в браке. Это процесс «врастания» друг в друга.

Притом, что это «врастание» очень разных на всех уровнях организмов. Гилберту Честертону принадлежит изречение, ставшее афоризмом: по мужским стандартам любая женщина — сумасшедшая, по женским стандартам любой мужчина — чудовище; мужчина и женщина психологически несовместимы.  И это прекрасно! Потому что таким образом они становятся один для другого объектом христианского делания, заимствуют друг у друга недостающие им качества и делятся лучшим, что есть в них самих. Апостол Павел писал: Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка (2 Кор 8:14). И в такой постоянной взаимоотдаче и взаимопроникновении и выстраивается целостный организм христианской семьи, который действительно имеет право продолжаться и после того, как исчезает, отпадает, становится ненужным все, что связано с физиологией. Мы знаем, что в Царстве Небесном нет брака как соединения полов, а вот единство — остается… Оказавшись за гробом без тела, супруги все равно сохраняют свое единство! Но до этого еще надо дорасти. Многие ли дорастают? Это вопрос.

Все по вере дается, можно и в храме лоб разбить кланяясь, но вез веры это все в пустую будет.. Если люди верующие, и понимают для чего венчаются, если готовы нести тяготы другого человека, как свою собственную ношу, то ничто их не разлучит… А если подходить к этому вопросу как, вы, то тогда жизнь вообще рулетка с бонусами … пустышка так сказать..

Наверх