Что делать не умею рисовать

тренинг “Я УМЕЮ РИСОВАТЬ! Поверь в своего внутреннего художника”

Вы знает хоть одного дошкольника, который бы НЕ любил рисовать?
Я тоже –нет…
А куда же пропадает эта любовь к творчеству и желание рисовать у взрослых людей???
Я
была совсем маленькой девочкой, когда училась закрашивать предметы не
выступая за контуры. В книжке была нарисована акула, которую я
замалевала зеленым карандашом. И понесла показывать маме.
– Почему так неаккуратно? – спросила мама – Штрихи выступают за края!
На мое счастье в книжке была ЕЩЕ одна акула.
Я ее аккуратно, прикусив язык от напряжения, закрасила КРАСНЫМ цветом, и как драгоценный шедевр понесла на суд маме…
– Красных акул НЕ БЫВАЕТ – сказала мама
….
Знакомая ситуация?
Бывает
и другое развитие событий. Маленький ребенок с упоением возит
карандашом по бумаге, рисует закорявочки и чирикалки. Видит в них
сказочный мир, принцесс и рыцарей, пчел и медведей… Домашние в
восторге, ребенок окружен вниманием…

над чем тщетно бьётся разум”

К.Юнг

мастер-класс по арт-терапии 

— Я не умею рисовать так, чтобы было похоже

Как мы проявляем себя и как чувствуем себя в творчестве, очень похоже на то, как мы проявляем и чувствуем себя в жизни.Так и не надо «похоже». Для «похоже» есть фотоаппарат. «Я не умею рисовать, потому что не передаю объем, правильные тени, оттенки, движение» — в этом мне слышится обусловленность. Попытки самому придумать себе рамки  и вздохнуть, что, мол, в рамки не вписываюсь. Это ведь не только про умение рисовать.  

Также можно сделать стрелку не только у внешнего угла глаза – приподнимая её к виску, но и у внутреннего угла глаза – по нижнему веку, чуть опуская линию.

Что делать не умею рисоватьЧто делать не умею рисовать

3. Если глаза близко посажены:

Начните подводить тонкой линией и от середины века, затем сделайте линию толще и плавно поднимите вверх к вискам.

Что делать не умею рисовать

По исходному образованию я физик-исследователь. По жизни – педагог, писатель и художник. По-моему, для педагога это вообще очень важное дело – уметь рисунком проиллюстрировать объяснение материала, условие и решение задачи, уметь красиво и близко для учеников изобразить формулу или правило. Тогда кроме голого и абстрактного, холодного и далекого смысла появляется эмоциональное пространство взаимодействия. В дошкольной педагогике (которой я тоже изрядно занимался) это вообще чрезвычайно важно.

Ты можешь освоить любую технику. Если тебе это действительно нужно. Рисование палочкой на земле или мелом на асфальте не сможет решить тех задач, которые стоят в акварели или в масляной живописи. Но сколько тут можно открыть для себя! За несколько минут можно на площади во много-много квадратных метров создать картину! А еще можно выложить ее камушками на песке. Или из кусочков цветной бумаги на полу комнаты.

А какие объекты, сюжеты тебе больше интересны? Какая техника тебе ближе?

Одна моя знакомая девочка, серьезно и глубоко занимающаяся рисованием, говорила мне, что для нее невозможно работать над картиной несколько месяцев, как это делаю я. Для нее важно выплеснуть состояние сразу – быстро и полностью. Поэтому ей нравится акварель, гуашь, акриловые краски – то, что быстро сохнет. Вообще все художники очень разные. Это и есть одно из главных преимуществ художественного творчества – возможность развивать и реализовывать свою индивидуальность, возможность углублять свой взгляд на мир.

Я думаю, что, приступая к работе над картиной или рисунком, надо четко поставить для себя задачу: что я создаю? какова цель? Картина для украшения интерьера может отличаться от иллюстрации к книге. Схема для урока математики несет совсем не те слои информации, что заложены в маленьком сувенире. Философская или психологическая живопись отличаются от детских рисунков. Если я рисую, чтобы улучшить свое настроение, то я ориентируюсь на себя самого, а если я рисую поздравление другу, то я ориентируюсь на его вкус и способ восприятия. Если я создаю индивидуальное учебное пособие или индивидуальную раскраску, то это совсем не то же самое, что сделать обложку к книге, которую будут читать много-много людей.

С другой стороны, у каждого произведения искусства своя собственная судьба. Часто бывает так, что оно появляется, а уж потом становится ясно, для чего оно. А иногда и не становится ясно. Но если вещь искренняя и живая, то значит, труд, потраченный на ее создание, оправдан.

Композиция – это ключ к успеху работы над картиной. Трудно сформулировать общие правила. Это надо чувствовать. Это у каждого по-своему. Сбалансированность взаимного расположения деталей картины, цветовых участков, пространств и границ – это все очень существенно для восприятия. Даже в простейшем рисунке из хаотических линий может присутствовать сбалансированность. То же – и в простейшем заполнении точками листа бумаги или холста.

Владение техникой помогает нам сделать себя готовыми воплотить нечто новое. Изучая технику, важно не «зацикливаться» на ней, не потерять из виду главное, сущность. Лично я готов в любой момент отбросить любую из освоенных мною техник живописи и графики, если она уже не будет соответствовать стоящим в творчестве задачам. И соответственно, готов осваивать что-то новое. Хотя вообще-то я люблю оттачивать техники годами и десятилетиями. Только тогда начинаешь чувствовать их истинную глубину, их великие возможности, их таинственную сущность.

Завершая главу о технике живописи и рисунка, хочется немного сказать о пути работы над собой. По-моему, это неотделимые вещи. Попытка улучшить свои духовные качества – это тот же поиск красоты и гармонии, что и при создании картины. В настоящем творчестве, по сути, это одно и то же. Как можно пытаться внести в мир что-то доброе, не желая сделать добрее себя?! В своей жизни я всегда уделял и уделяю много времени и внимания теме совершенствования своей личности – в плане человеческих качеств. Это дает мне опору и при работе в области художественного творчества.

Ты сам можешь решить, надо ли тебе это и, если надо, то в какой мере и в какой форме. Все мы так или иначе развиваемся и учимся уму-разуму, все мы приобретаем опыт. Я не склонен считать тот или иной путь, ту или иную форму работы над собой лучше или хуже лишь исходя из того, насколько это близко мне. У каждого свой путь, своя судьба.

Моя первая жена рассказывала мне, что когда она в детстве всерьез училась музыке, ей ее педагог давал читать глубокие книги – не только о музыке и музыкантах, но и вообще. Это чтобы душа, интеллект развивались. Без этого обучение музыке, понимание музыкальных произведений не могло быть полным.

Джек Лондон, стремясь стать писателем, изучал биологию, историю, философию и математику – дисциплины, казалось бы, далекие от его работы. И в живописи так. Имеет смысл читать разнообразные книги: художественные, религиозные, философские, психологические… Детская и научная литература тоже дают многое. Расширяя свое понимание жизни, мы расширяем и наши творческие возможности.

Ты, может быть, испытываешь страх перед такой обширной перспективой, какая обрисована в этой главе? Но что плохого в том, чтобы стоять на берегу моря и смотреть на горизонт?! Ты можешь учиться! Не обязательно живописи и рисунку, но ты можешь учиться! Ты можешь оттачивать свое понимание, виртуозность своих навыков! Ты можешь это делать, если хочешь!

Любой твой рисунок, любая твоя картина будут отражать твою душу, твои настроения, твои мысли… Поэтому ты с полным правом можешь считать, что умеешь рисовать. Другое дело, если ты хочешь стать Мастером… На это уйдут годы и десятилетия. Но стоит того!

Один мой знакомый рассказывал, что когда он работал детским доктором, то как-то в шутку нарисовал шприц с раздвоенной иглой. Показывал коллегам, а они смотрели недоуменно. Я желаю тебе не быть слишком серьезным, даже серьезно занимаясь серьезным делом. Доля шутки хороша почти во всем. Особенно в рисовании.

Простой способ освоить любую технику – это «долбить» ее, вживаться в нее, впитывать ее микродвижения. Тут нет ничего хитрого. Захоти и делай. Интересно будет.

Не бойся! Дерзай! Поверь в себя! Поверь, что ты творец, что ты вместе с Господом Богом и со всеми другими людьми (некоторых из них называют великими и гениальными, но это лишь слова, означающие уважение и признание) участвуешь в развитии и преображении всего нашего мира.

И помни, что суть и предназначение любой техники – помочь тебе выразить то, что ты хочешь выразить.

КОНЦЕПЦИИ

Ты понимаешь это слово? В данной книге под концепцией я подразумеваю то, как ты сам для себя понимаешь смысл того, что и как ты рисуешь. Это как бы твоя теория твоего творчества. Она нужна тебе?

В предисловии к «Улитке на склоне» Стругацких я прочитал такую мысль. Для того, чтобы литературное произведение получилось цельным, автору нужна какая-то общая идея. Но для восприятия этого произведения читателю совсем не обязательно знать, что и почему думал автор, работая над книгой. Главное – чтобы читать было интересно. Думаю, что так и в живописи.

Академик Уголев, один из самых значительных ученых 20-ого столетия (он сделал фундаментальные открытия в области биологии), в личной беседе сказал мне: «Мы с вами можем взять и за полчаса придумать теорию, объясняющую что угодно». Наверное, он подразумевал, что создавать теории – не так уж важно. Тогда я был студентом Политехнического института и не мог еще в полной мере осознать глубину этой мысли. Тогда мне, наоборот, очень нравились разные теории. Но сейчас я понимаю, что гораздо важнее просто мудро и точно действовать, чем уметь это объяснять умными словами. Разве не так?

Посему для меня концепция в работе – вещь абсолютно служебная. Это модель, удобная для мысленной ориентации при создании картины, книги, сувенира… Я пользуюсь этой моделью и спокойно оставляю ее, когда она уже не так точно соответствует моему восприятию. Придумываю новую. Не могу сказать, что за полчаса, но за месяц это вполне реально. Правда, в разговоре тогда Уголев имел в виду сферу науки, а не живопись.

Вообще, многолетнее серьезное изучение науки на самом высоком современном уровне, у классных специалистов этого дела сослужило мне по жизни неоценимую службу. Во многом я до сих пор мыслю как физик-исследователь. И мне это очень по душе. Развитый интеллект и умение работать системно, чувство традиции научного знания и опыт общения с носителями этого знания – это все очень здорово. Кому-то, может быть, это и не близко, но мне кажется, что любому художнику было бы не вредно поглубже поизучать законы физики и математики. Ведь, по сути, это тоже погружение в мир пространств, траекторий и взаимосвязей Природы.

Самая лучшая концепция, по-моему, начинается со слов «я не знаю». Это не вяленькое, трусливое и зажатое в каких-то выдуманных условностях «не знаю», а смелое, открытое, уверенное «не знаю» – вопрос к миру, к Богу и к самому себе, попытка взглянуть на все свежим взглядом, освободившись от старых воззрений, старых привычек, чужих суждений.

Ты стремишься к уверенному знанию, к опыту, на который ты можешь опереться? Это естественно. И я, и ты, и все мы к этому стремимся. Но важно уметь менять свои взгляды, уметь принципиально по-новому взглянуть на любую ситуацию – в живописи, в жизни, во внутреннем мире…

Дейл Карнеги в своей знаменитой книге «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» на эту тему написал, что не стоит спорить с людьми из-за взглядов и воззрений. Про себя он сказал, что в этой книге изложил свои взгляды, бывшие у него на тот момент, но он готов к тому, что через 20 лет его взгляды совершенно изменятся. Я не поклонник этой книги (хотя и отдаю ей должное, конечно), но за такие слова очень благодарен. По-моему, это мудро – понимать, что мы не знаем всего, что наши знания, наши концепции живут и трансформируются.

Самым существенным моментом в любой концепции живописи является идея, что весь мир – это одно целое. И соответственно, хорошая картина или рисунок, любой сувенир или поделка – любая такая вещь должна представлять собой одно целое, ибо отражает весь мир.

Дети постарше начинают рисовать уже настоящие картины, в них угадывается какой-то сюжет и эмоции изображаемых людей. На листке вырисовывается не только события, которые пережил ребенок, но и сказочные персонажи его воображения, а также герои прочитанных сказок и просмотренных мультфильмов.

ya-ne-umeyu-risovat-1

В старшем возрасте, если ребенок уверен в себе, он рисует и не сомневается в своих способностях. Что же делать родителям тех детей, которые утверждают, что не умеют рисовать, хотя раньше делали это с большим удовольствием?

Еще я часто рисую сама. Просто сажусь и начинаю рисовать, и
тогда дочке хочется рисовать вместе со мной. Я выдаю ей свой листочек и свою
кисточку.

Ну, и, конечно, мне очень помогают художественные способы
работы, рисовательные упражнения и творческие задания, с которыми я
познакомилась на обучении детской психотерапии. Это те самые игры, в которые мы
играем с детьми и взрослыми на занятиях.

6. Ищи наставника

7. Повторяй ошибки

Обычно, люди встретив первое препятствие — бросают начатое. Они бояться повторения ошибок. Не получилось — начни новый! Не бойся делать ошибки.

8. Не рисуй по фотографии

Пётр Мамонов и Пётр Зайченко в фильме «Такси-блюз»

Кроме тюремного срока на перформансах ничего не заработать. Есть шанс попасть в какую-нибудь программу, скорее всего, иностранную, получить грант от какого-то фонда или собрать деньги через Crowdfunder. Но заработок будет непостоянным. «Жизнь взаймы и без гарантий» – главный принцип существования.

Если Вы давно уже мечтаете стать интересной личностью, хотите научиться чему-то, чего совсем еще не умеете делать, приходите к нам в “Запары нет”. Мы постараемся сделать для Вас все возможное. Тем более расценки на курсы благодаря новой акции просто радуют.

Adblock
detector
Наверх