Вы узнали что наступает конец света

Анекдоты про Конец Света. | Muzika-prazdnik.ru

Анекдоты про Конец Света.

Надо сказать, что в истории Израиля были сотни случаев ошибок, когда те или иные части израильского народа, а иногда и весь народ были убеждены в том, что Мессия уже пришел. А оказывалось, что это не так.

И, конечно же, для Апостолов, которые по национальности были евреями, для них этот вопрос был вопросом о взаимопонимании с их собственным, с их родным народом. И их же дорогие, родные для них люди, они говорили: вы ошиблись, ваш Иисус не может быть Мессией. И они приводили очень серьезный аргументы.

Важнейший из этих аргументов в том, что, по иудейским пониманиям, Мессия – это политический лидер. Успешный и удачливый политический лидер. Он должен сделать Израиль региональной супердержавой. То есть архетип Мессии – это царь Соломон. И как во времена царя Соломона окрестные племена платили ему дань 666 талантов золотом ежегодно, так же в понимании Иудаизма и Мессия, Христос должен быть успешным земным политиком, царем, вождем Израиля.

Земная история Израиля весьма несчастлива и до христианства, и в последующие времена. И египетское рабство, и неудачное восстание Маккавеев во времена Александра Македонского, и римское владычество. И совершенно понятно, что у народа, который на своей шее вынес много оккупаций, у этого народа лелеется мечта о том, что придет время правды. И это время правды воплотится в том, что “у нашего народа, наконец, появится своя земля, своя жизнь, свое государство, свой храм, своя столица, свой царь. И мы будем жить по нашим представлениям, по нашим законам, и, более того  – окрестные народы, языческие, которые часто нас так презирали, будут оказывать нам знаки уважения”.

Понятная совершенно мечта. И эта мечта никак не соотносилась с тем, что можно было увидеть  в жизни Иисуса из Галилеи.

Он отказался взять земную власть. Его же встречали жители Иерусалима, встречали ликованием. Вход Господень в Иерусалим. Радуйся, сын Давида, осанна. Но когда Иисус вместо того, чтобы воспользоваться энтузиазмом толпы и повести ее на штурм дворца Голиафа и Ирода, вместо этого Иисус покинул город и ушел в пригород, готовиться к Пасхе, народ разочаровался: раз ты чуждаешься политики, ты не можешь быть Христом, ты не можешь быть Мессией.

И поэтому, по слову Пастернака, и “с пылкостью с той же самой, как славили прежде, клянут”. Это одна из самых удивительных и поразительных страниц Евангелия. Понимаете, и те же люди, которые кричали «осанна», эти же люди кричат через несколько дней: “распни, распни Его”! Нам это очень хорошо понятно, потому что и мы тоже за последние десятилетия неоднократно точно так же метались от осанны тем или иным возлюбленным политическим лидерам до анафемы им. Вспомним примеры Горбачева или Ельцина.

Христос отказался стать земным лидером. Но национальные ожидания, религиозные ожидания Израиля от этого не изменились. И поэтому продолжает оставаться мечта о том, что все-таки появится такой лидер, благословленный Богом, несомненно харизматичный, с духовно-религиозными дарами, но который эти дары, эту свою Божью помазанность, Божью избранность использует для решения национальных, земных и политических задач. И он будет называть себя Христом, то есть тем именем, которое так дорого для христиан. И вот это и есть вечный камень преткновения, предмет споров между христианами и иудеями – кто Христос?

Сейчас в Израиле разворачивается чрезвычайно интересная правовая комиссия. Один молодой человек, еврей по национальности, подал заявление на дарование ему прав израильского гражданства. Молодой человек, насколько я понял, выходец, мигрант откуда-то из Восточной Европы. И комиссия по дарованию прав израильского гражданства отказала ему в этом, несмотря на то, что он еврей стопроцентный, чистокровный, несмотря на то, что он великолепно знает иврит, несмотря на то, что у него есть религиозно-национальное иудейское образование, он окончил еврейскую школу.

Рабби Менахем-Мендл Шнеерсон, 7-й и последний ребе Хабада

Ему отказали, и отказали на основании его религиозных убеждений. Эти убеждения не христианские. Но дело в том, что он, этот юноша, является членом религиозного движения Хабад. Это своеобразное, колоритное течение в Иудаизме, прежде всего, характерно для Восточной Европы, Украины, восточной Польши, Белоруссии. Лидер этого движения, Шнеерсон, скончался в 1994 году. Так вот, его адепты утверждают, что он и есть Христос, и есть Мессия. И для ортодоксальных евреев это  – невероятный тезис, это очень оскорбительно.

Мессия не может быть мертв, Мессия не может быть в прошлом, потому что если Мессия в прошлом, тогда у Израиля нет будущего. Тогда лишается основания надежда на то, что в будущем придет царство правды, мессианское царство.

Юноша подал на апелляцию верховному раввину Израиля. И, как пишет пресса, раввин сейчас в очень затруднительной ситуации, потому что если он откажет этому юноше, то это будет означать решительный разрыв Израиля с движением Хабад, а это самая богатая секта в рамках Иудаизма. И очень влиятельная, особенно в Восточной Европе. А если он с ними согласится, чтобы не терять контроль над этой частью еврейской мировой общины, то в этом случае он объявит об отказе от фундаментальной догмы Иудаизма.

Этой ситуацией замечательно точно воспользовались миссионерские христианские движения в Израиле, работающие среди евреев. Они повесили по всем столбам Израиля плакаты. Фотография раввина Шнеерсона, под ней надпись «царь Мессия», а ниже, тоже на иврите, добавление уже от этих миссионеров: “идея правильна, личность не та”.

То есть, идея правильна в том смысле, что Мессия может быть в прошлом Израиля, что Мессия может быть Мессией и при этом не быть политиком, не быть земным властителем. Вот в этом смысле идея правильная. Но личность не та.

Вместо Христа

Отсюда будет понятно, откуда термин «антихрист» идет.

Для нашего сознания, отчасти слишком голливудского, антихрист – это исчадье ада, это бес во плоти. Нет, на самом деле для Апостолов антихрист – это тот, кого иудеи считают Мессией, считают Христом. Это обычный человек. Удачливый в политическом смысле, в финансовом, даже в религиозном смысле.

В греческом языке приставка «анти» имеет другой смысл, нежели в русском языке. В русском языке «анти» означает «против». А в греческом языке эта приставка – «вместо». Антипастор, церковные люди знают такие слова, антидор. Антихрист – это “вместо Христа”. Тот, кто себя будет выдавать за Христа, но, по меньшей мере, соответствуя иудейским ожиданиям.

Отсюда чрезвычайно обостренный интерес всех христиан мира к тому, что происходит в иудейской общине. Казалось бы, мы разошлись. Разошлись и разошлись – у нас своя жизнь, у вас своя. Но у христиан есть убеждение в том, что где-то на пределе земной истории мы снова сойдемся и именно в предельно резком конфликте. В конфликте религиозном.

То есть тот, на кого народ Израиля возложит свои упования, кого он объявит своим Мессией, и этот человек согласится –  да, я ваш Мессия, я истинный Христос. А в христианском восприятии именно этот человек и будет самозванцем. По слову Христа, он придет во имя свое, и вы его примете.

Лекция в Екатеринбурге, 27.02.08

Подсказка на НТВ

Резюмируя эту часть нашего общения: пожалуй, главное различие христианства и иудаизма – в вопросе о том, может ли Мессия придти в мир не триумфатором, а в образе слуги, служителя, раба? Может ли у Мессии быть жертвенное служение, или он тот, кто принимает знаки уважения, восхищения и почета? Может ли служение Мессии быть не политизированным, ограниченным духовной областью или нет?

Отсюда, если мы это проговорили, продумали, осознали, знаем, будет понятно, что у христиан, которые озабочены временем, когда же конец, есть подсказка.

Нам не нужно обращаться к магии цифр, календарей, выискивать какие-то особые знаки конца – достаточно смотреть НТВ. Потому что антихрист не появится тихонечко, он будет громогласно объявлен. Потому что само служение иудейского Мессии – это служение предельно публичное и открытое.

Это не тайное решение масонской ложи какой-нибудь, которая бах – и говорит: а у нас есть Богданов. А это, в том-то и дело, публичнейший политик, который проходит публичную церемонию своего посвящения в цари Иерусалима в восстановленном Соломоновом храме в Иерусалиме, столице Израиля.

По этому вопросу есть разногласия среди иудейских мыслителей. Одни полагают, что сначала будет восстановлен храм в Иерусалиме, и тогда придет Мессия, потому что евреи должны нечто великое совершить, предпринять усилия для восстановления этого храма. И тогда, в ответ на это человеческое усилие, Господь дарует Израилю явление Мессии. Другие полагают, что все наоборот. Господь сначала дарует Израилю Мессию, а тот найдет способы для восстановления своего храма. Но это их внутренний спор. А вот то, что нас разделяет, я бы выразил одной замечательной житейской историей.

Это двадцатые годы двадцатого столетия. Община русских эмигрантов, православных, живет где-то в Америке в Нью-Йорке. Община бедная. И они не могут себе позволить построить храм православный или даже арендовать какое-то отдельно стоящее здание. И поэтому они решают так. Они арендуют какую-то квартиру в многоквартирном доме. И одну из комнат этой квартиры переоборудовали в молитвенный зал. И собираются, молятся.

И все хорошо, все нормально, пока не настает время православной Пасхи. А Пасха – это у нас праздник, во-первых, ночной, во-вторых, очень громкий, потому что дети все время пробуют перекричать отца диакона на тему “Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!” В общем, понятный итог.

На утро не выспавшиеся соседи начинают собирать подписи под письмом протеста в местный муниципалитет. Собрали подписи, готовы уже отнести, и тут вспоминают: у нас в подъезде раввин живет, подпись раввина будет украшением нашего письма.

Идут к раввину, а раввин отказывается подписывать. Ему говорят: “Вы что, не слышали, как эти русские сектанты кричали ночью?” Он говорит: “Слышал”. – “И Вам это не мешало?” Он говорит: “Очень мешало”.  – “Но почему же Вы не подписываете протест?” И умный раввин отвечает: “Вы знаете, если бы я был уверен, что я нашел Мессию, я бы кричал еще громче”.

Так вот, если евреи обретут своего Мессию, они не будут молчать. И об этом будет полно всякой информации, слухов и так далее. И НТВ в прямом эфире вам покажет эту церемонию помазания на царство еврейского Мессии в храме Соломона в Иерусалиме.

k2

 Апокалипсис надвигается

a4

Все думали, что человечество живет вечно. Но оно может прекратить свое существование в любую секунду!

k3

И наступил декабрь 2012 года… И появился в небе астероид. И стал он падать на Землю. И воцарилась на Земле паника: наступает Конец Света по ацтекскому календарю. И упал астероид на каменный календарь ацтеков. И была пыль. И была ударная волна. А когда пыль рассеялась, на месте разрушенного календаря стоял новый календарь ацтеков, до 32118 года. И рядом лежал другой камень, поменьше. И была на нем надпись: “Следующий календарь будет прислан на планету точно в день завершения старого календаря, спасибо за использование наших каменных календарей!”

Почему в России так ждут конец света?
Просто россияне ждут хоть каких-то изменений к лучшему.

Видите, даже в апокалипсисе можно найти нечто радостное. Для меня, как для православного человека, это радостно. Оказывается, несмотря на все свои личные грехи или исторические грехи моей Церкви, все-таки мы имеем с вами честь принадлежать к апостольской, библейской Церкви. Той, которая сохранится до конца времен и которая будет костью в горле у антихриста.

Лекция в Екатеринбурге, 27.02.08

Не путать антихриста и Билла Гейтса

Теперь от этой общей картины перейдем к частности. А главная частность следующая. В нашей православной дискуссии на тему о царстве антихриста, в современных дискуссиях я вижу ряд серьезных противоречий.

Первое из них. Противоречие, связанное с раннехристианским отеческим преданием. В Библии у древнейших святых отцов мы видим, что история мира представляется так. По мере нарастания беззаконий, оскудения любви, разрушаются даже самые естественные законы, исчезает порядок и закон в мире, отнимется удерживающий, и тогда явится антихрист.

Это фраза из послания апостола Павла к фессалоникийцам: “Сей не приидет, пока не отнимется удерживающий”. Фраза довольно загадочная. И даже у святых отцов она понималась с точностью до наоборот.

Преподобный Ефрем Сирин полагал, что «сей не приидет» – это о Христе. А удерживающий – это антихристианское иудейское служение. И вот пока это служение не будет прервано, Христос не может войти в мир. Это толкование Ефрема Сирина.

А для Златоуста и большинства других святых отцов все наоборот: «сей не приидет» – об антихристе. То есть некая злая сила не может вторгнуться в наш мир, пока есть добрая защита, добрая блокада.

Что это за блокада? Толкование разное. Для Златоуста, например, это Римская Империя. Пока есть Римская Империя, до той поры не может быть антихриста. Заметьте, для христиан первых веков Римская Империя – не родная мать, прямо скажем. Это империя, которая гнала христиан, и, тем не менее, христиане были лояльны к империи своих гонителей.

Несмотря на то, что Римская империя преследовала христиан, христиане были лояльны к Римской Империи просто по той причине, что они хорошо знали, что происходит с людьми там, где империя слабеет. Там вторгаются варвары, которые режут всех. В империи, какой-никакой, но есть закон, есть правовой минимум, есть форма выживания христиан. Рухнет римский порядок – и варвары придут и будут резать, грабить и насиловать всех, не спрашивая, какая твоя вера. Поэтому лучше плохой порядок, лучше плохой мир, чем добрая война и добрая анархия. Это была логика первых христиан.

Теперь смотрим, что сегодня. Пока есть в мире империя, некое правовое государство, до той поры беззаконие не может быть тотальным. Есть некая хотя бы правовая сила, которая его сдерживает. А антихрист – дитя хаоса. Когда все распадется, восстанет народ на народ, царство на царство, тогда настанет конец. И антихрист при  этом, по толкованию древнейших отцов Церкви, навязывает себя человечеству магическим путем. Чудесами, очаровывает, наводит некий морок, порчу на людей. И поэтому люди, зомбированные им, идут к нему.

Сегодня же, если мы будем читать современные брошюрки на эту тему, алармистского встревоженного характера, мы увидим, скорее, противоположную концепцию. Антихристово царство готовится укреплением земной империи, земной власти. Чем больше полицейских мышц у современного государства и тем более транснационального мирового государства, тем ближе царство антихриста.

У этой мысли есть своя логика и своя правда, но как православный человек я не могу не заметить, что эта гипотеза находится в определенном противоречии с учением древнейшей Церкви по этому вопросу. В самом деле, для того, чтобы власть стала всецелой, предельной и в итоге отобрала у людей свободу, для этого мышцы власти должны наращиваться.

Я, помню, был 10-классником и ходил к репетитору по истории, в частности. У нас были довольно добрые, откровенные отношения, и однажды мой репетитор спрашивает меня: “Скажи, когда в нашей стране было меньше свободы? Тоталитаризм когда был сильнее, при Брежневе или при Сталине?” (на дворе был 78-й год). Я говорю: “Ну конечно, при Сталине”. А он говорит: «Нет, это неправда». Я изумляюсь: «Ну как же, при Сталине ГУЛАГ, концлагеря, расстрелы, репрессии, 37-й год!». А он говорит: «Ну и что? Дело в том, что при Сталине у нас государство не было таким сильным, как сейчас. Просто потому, что не было такой информационной структуры. Телефона элементарно не было в каждом колхозе. И поэтому те или иные «указивки», которые рождались в Москве, технически не могли быть доведены до местных органов власти в оперативное быстрое время».

Потом я нашел этому подтверждение у Солженицына в “Архипелаге ГУЛАГе”. Он пишет о случае, когда некий человек, секретарь горкома,  идет по коридору обкома и встречает случайно главу местных чекистов. И он невзначай отводит секретаря обкома в сторону и говорит: «Слушай, Миш, я получил указание тебя завтра арестовать. Убегай». То есть, у этого партийного лидера и чекиста были личные, добрые отношения, и поэтому чекист предупредил своего друга. Этот обкомовский деятель уезжает в соседнюю область со своим паспортом, живет там, устраивается на работу в местную баню кочегаром, и его никто не трогает — он 10 лет спокойно там доживает. Почему такое было возможно?

Потому что не было компьютеров, не было общенациональных баз данных, и поэтому трудно было отследить в реальном времени каждого отдельного человека. В Брежневские времена технологии были более совершенны, а сейчас – тем паче. Сейчас действительно компьютеры позволяют контролировать жизнь любого человека в режиме онлайн. И это действительно ставит огромные серьезные проблемы: как сохранить приватность жизни человека, если вся планета превращается в Дом-2? Так что есть основания для серьезных опасений.

Но с другой стороны, если все сводить только к усовершенствованию компьютерной техники, то тогда так легко устранить эту опасность. Для Бога-то совсем легко. Если все дело в том, что за нами следят со спутников, то Господу достаточно направить какой-то метеоритный поток на околоземную орбиту, и все эти спутники будут сбиты, и мы будем свободны снова, как Адам в первозданном раю.

Но в том-то и дело, что та свобода и несвобода, о которой говорит христианство — это не политические вещи, а речь идет о пристрастиях людей. О том, что является господином моих желаний, а не просто о политических приказах.

По этим причинам я полагаю модернистскими и гипертрофированными, и поэтому просто еретическими разные современные слухи из разных монастырей о том, что по мере совершенствования компьютеров у нас будет отобрана свобода и в итоге всем этим воспользуется Антихрист. Не надо путать антихриста и Билла Гейтса. Потому что компьютеры — это человеческое, земное изобретение. Слишком земное. Это с земли, а не из ада. А антихрист – все-таки из ада. Поэтому не нужно техническими чудесами подменять настоящие чудеса.

Еще одна перемена, которая происходит в церковном сознании и церковной жизни. В течение многих веков Православная Церковь не интересовалась проблемой прав человека. И отчасти горький опыт гонений на нас в 20-м веке, а отчасти понимание тоталитарных перспектив нового электронного концлагеря, сегодня заставляют церковных людей и на уровне Патриарха, и на уровне наших обычных прихожан беспокоиться об этом.

Как защитить человеческую свободу в обществе, которое создается для киборгов, а не для людей? Это тоже интересная новизна. Церковь не протестовала против рабства, не протестовала против навязывания усиления крепостного права… И то, что сегодня эти протестные нотки, обеспокоенность гражданскими протестами людей слышны в речах митрополита Кирилла, или даже в наших листовках против ИНН, и так далее — это нечто очень новое. Новое не означает плохое, хотя для некоторых людей такая связка очень естественна. Но если это новое — нетрадиционное, то, по меньшей мере, надо быть с этим очень осторожным. И не требовать, чтобы все другие православные христиане соглашались с твоей новизной.

Как бы то ни было, сегодня складывается парадоксальная ситуация. Почему-то именно светский мир, даже мир профессиональных правозащитников, не замечает этих проблем. Проблем, которые несет с собою электронификация нашей жизни. А Церковь замечает.

Интереснейший случай, когда богословские дискуссии, а в некоторых случаях и богословское невежество помогает актуализации каких-то вполне светских проблем. Это, в данном случае, я считаю –  замечательно.

Верить ли старцам?

Так когда же конец? Я понимаю, что если я скажу, что я не знаю, то в ответ раздадутся голоса «А старцы говорят. Это вы, отец Андрей, не знаете, а старцы знают». Я знаю, что старцы знают, и поэтому я с ними не согласен.

Не согласен я вот почему. Еще в 30-х годах появилась замечательная статья митрополита Вениамина Федченкова. Это епископ русской эмиграции, и вот у него очень интересные размышления. Он пишет одной своей собеседнице:

«Вы утверждаете, что знакомый вам старец утверждает, что сейчас времена последние, и вот-вот придет антихрист. Что я могу в ответ вам сказать? Первое — узнать, тот человек, что так говорит — действительно Божий старец, или он просто слывет среди людей за такового, или просто себе создает такой образ. Второе. Если выяснится, что это действительно Божий старец, вы узнайте, он так говорил, или это молва ему приписывает? Третье. Если выяснилось, что он Божий старец, и он так говорил — узнайте, он так говорил, или он так учил?»

Это не одно и то же. То, что святой отец сказал, и то, чему он учил, потому что одно дело совет, который дается в интимной обстановке для одной души, чтобы встрепенуть ее, например, а другое дело – учение всех и вся: вот, нужно жить так. Это разные вещи. Надо сказать, что в православном мире тайна исповеди сохраняется с обеих сторон. Не только священник не имеет права рассказывать о том, что ему было открыто на исповеди, но и человек исповедующийся не должен рассказывать о том, какие советы дал ему духовник.

Причины очень понятны. Если имя этого духовника авторитетно, то затем другие люди займутся самолечением. «А, тебе этот доктор такое лекарство прописал? Я этого доктора уважаю и тоже его куплю». Представляете, я стою в аптеке, очередь движется медленно, я разговорился с мужиком, который передо мной стоит, и выяснилось, что у нас с ним одинаковая болезнь — язвенники мы. «У кого вы лечитесь?». «У профессора такого-то». «Серьезно? И как вы на него вышли? И что он вам прописал?». «Вот такое вот лекарство». И я тогда говорю аптекарше: «Так, мне две пачки вот этой самой химии». Но я забыл нюанс — у этого знакомого язвенность от пониженной кислотности, а у  меня от повышенной. И что со мной будет, если я начну пачками есть его лекарства? Вот по этой же причине и в духовной жизни нельзя другим транслировать то, что духовник тебе прописал.

У меня был замечательный случай. Ладно, я нарушу то табу, о котором сейчас сказал. Пошел я на исповедь к отцу Кириллу (Павлову) — духовнику нашей Троице-Сергиевой Лавры, и духовнику Патриарха… Это были годы, когда легче было к нему попасть — он был сильнее, здоровее. Но, все равно годы, уже за 70.

Вот он сидит на стульчике, я перед ним на коленях — это не просто исповедь, а ставленническая исповедь за всю жизнь, перед рукоположением. Батюшка выслушивает, а затем говорит: «Ты вообще как хочешь? Ты монашество избрал, или у тебя невеста есть?» Я говорю: «А можно ни то, ни другое?» Под целибатом остаться. У католиков так принято, а в Православии не принято, и я очень опасался, что батюшка будет против. К моему изумлению батюшка вскакивает, обнимает меня и говорит: «Правильно, Андрюша. Сейчас время такое — с семьей лучше не связываться, лучше за себя отвечать, самому жить, служить Христу, Бог тебя благословит».

Я, радостный, потом сообщаю об этом своему другу-семинаристу, и он: «Я тоже, я тоже так хочу! С семьей не связываться, в монастыре не жить, и не под клобуком, и не под каблуком — тоже хочу быть целибатом. Я сейчас к отцу побегу». Выходит оттуда весь красный, как помидор, отец Кирилл на него настучал, накричал, сказал: «Что это такое? Иди в монахи, модернист нашелся».

Этот студент не послушался отца Кирилла, рукоположился целибатом, но через три года ему пришлось стать монахом.

a5

Каждый человек рождается свободным, но потом его свобода превращается в свободу нахождения на одном месте в одно время, которое для жизни планеты ничто!

k9Атлантида и гиперборея

a3

Встречаются два мужика, один другого спрашивает:
– Что ты будешь делать, если узнаешь, что завтра наступит ”конец света”?
– Да я просто начну трахать все, что шевелится!!! А ты что будешь делать?
– Постараюсь не шевелиться!

Судя по последним обещаниям нашего правительства и президента – в 2012 году обеспечить военных жильем, повысить всем зарплаты и пенсии в несколько раз, снизить налоги, построить дороги – они очень сильно рассчитывают на конец света…

Вспомним начало первой мировой войны из-за сербов-братушек начали. Причем братушки поступили с нами по-свински. Они же специално организовали убийство эрцгерцога Фердинанда в Сараево именно ради того, чтобы спровоцировать Австрию на неизбежное в этом случае вторжение в Сербию, а Россию на неизбежное в этом случае объявление войны Австрии, а значит и Германии. Это называется таскать каштаны из огня чужими руками, и это не очень христианская позиция. Чем кончилась первая мировая для России  – все хорошо помнят, особенно в Екатеринбурге, поэтому не хотелось бы этого повторения сейчас.

Есть такой миф, что сербы — это лучшая часть русской души. Это не так.

Я когда приехал в Сербию, вскоре после натовской акции против Сербии, я спросил сербов, какие выводы они сделали. Вывод оказался очень интересным: «Мы поняли, что сопротивляться Западу не надо, и если тебя насилуют, то надо расслабиться, и получить максимум удовольствия». По сербскому телевидению одна за другой шли передачи о зверствах сербской армии в Косово, и о правде натовской полицейской операции.

Но больше всего меня не это поразило. В последний раз, когда я был в Сербии — это был май прошлого года, точнее, это была Черногория. И в местной семинарии черногорской в Цеттинге мальчик спрашивает меня. А там другие мальчики. Это у нас в семинарии учатся довольно взрослые люди после школы, а на Балканах семинарии — это ПТУ, там учатся люди с 14 лет. И вот мальчик меня спрашивает: «Скажите, а почему русский патриарх считает себя православным папой и навязывает свою точку зрения всем православным мира?»

Когда ребенок задает такой вопрос, то понятно, что это не вопрос ребенка, а позиция его преподавателя. И, надо сказать, что епископы сербской Церкви все учились в Греции. И у них очень антирусские позиции. При необходимости они скажут очень дружеские слова про Россию, русско-сербскую дружбу, но если речь заходит о серьезных межцерковных проблемах, где позиции Москвы и греков расходятся, то сербы всегда занимают антимосковскую позицию.

Я думала, что будет лекция о конце мира, а слушаю лекцию о разделении христиан и евреев. Зачем вам это? Не кажется ли вам, что это разжигание национальной розни?

Мне так не кажется, но по-любому, для того, чтобы нам лучше понимать друг друга, нам нужно знать, как те или иные события или прошлого, или предполагаюемого будущего по-разному могут смотреться в глазах разных групп людей. Полагаю, что ничего оскорбительного сегодня про евреев я не сказал.

О разделении ли религий думали многие христиане, когда прятали во время войны евреев?

Опять не понимаю, при чем тут это. Если вы посмотрите, например, размышления отца Сергия Булгакова, то он, безусловно, защищая евреев от нацистких преследований, при этом в богословских вопросах он говорит о том же, о чем и я говорил.

Может ли верующий, но некрещеный человек осеняться крестным знамением?

Почему нет?

Всем ли следует умереть перед Страшным судом?

Здесь есть разночтения в рукописях Нового Завета. У апостола Павла: «Не все мы умрем, но все изменимся», и есть другое чтение: «Все умрем, но не все изменимся». Предположение, что, все-таки, перед Страшным судом будет смерть для всех людей — все-таки, не все потом изменятся и смогут духовно встретить Христа. У Блаженого Августина довольно подробные размышления об этих разночтениях.

Покровительница нашего города — святая Екатерина. Атеисты советской поры утверждали, что такой женщины не существовало, а ее образ был списан с Ипатии — ученой из Александрии, которую убили сами христиане. Что вы модете сказать по этому поводу?

Типичная Фоменковщина. У него есть такая манера — если они, изучая мировую историю, находят два события, в чем-то похожих, то они говорят, что это было одно и то же событие. И соответственно, не было никакого древнего Израиля, а все это было здесь, на Московской Руси. Точно также эти атеисты ничем не лучше. Увидели парочку схожих черт — значит Екатерина и есть Ипатия. Какая-то не очень научная логика.

Никто точно не знает когда придет антихрист. Может быть он уже пришел?

Так, теперь отвечаю на записку, в которой меня обвиняли в проповеди антисемитизма. Я понимаю, что есть современные стандарты политкорректности, есть темы, которые затрагивать нельзя, или если затрагивать, то только комплиментарно, на тему христиане и иудеи — братья навек.

Признаюсь, что меня гораздо меньше волнует, что подумают о моей лекции некоторые евреи. Меня больше волнует, чтобы православные не заползали в пещеры. И по этой причине я и обратил внимание на то, что на пределе человеческой истории будет определенная степень публичности.

Христос мог прийти в мир явно. Антихрист тайно в мире быть не может.

Произнося название канала НТВ, вы говорите о телевидении в целом или о каком-то его сегменте?

Говорил об НТВ. Это телеканал, который был создан Гусинским, который был по совместительству был председателем российско-еврейского конгресса. Естественно, и даже после Гусинского, НТВ держит в поле внимания своих телезрителей израильскую тематику.

Каким крестом вы осеняете себя: двуперстным или троеперстным?

Никонианин я, никонианин.

Будут ли еще миссионерские службы?

Да, действительно, сегодня утром, в Крестовоздвиженском монастыре мне довелось поучаствовать в необычной литургии. Решение о проведении таких служб было принято весной.

Есть много людей, которые говорят, что православные богослужения непонятны, и поэтому они не ходят в храм, и вот было бы хорошо, если бы была такая практика — богослужение с комментариями, с пояснениями. Сегодня мы эту службу провели в монастыре. Вряд ли она имела миссионерский эффект — я не думаю, что были какие-то люди именно такого склада на этой службе рано утром в будний день, но, я полагаю, ее смысл в другом. Это было заснято на видеокамеру и, по крайней мере, среди духовенства екатеринбургской епархии эта запись распространится, батюшки увидят, что такой вариант возможен, бояться этого не надо, но такие миссионерские службы  будут иметь эффект только при одном случае — если они будут регулярными и предсказуемыми.

То есть, если весь город будет знать, что каждую первую среду каждого месяца в таком-то храме совершается служба с пояснениями — вот тогда люди будут ходить, они будут знать. Получится, наоборот, откармление прихожан. Люди думали, что придут на обычную службу, а попали на что-то не вполне интересное. Им объясняют то, что они уже знают, а самое главное, это разрывает живую ткань молитвы. Естественный, веками сложившийся, привычный ритм смены песнопений, молитв, и тут он разрывается вставными проповедями-объяснениями. Для прихожан это травматично, поэтому лучше их заранее предупреждать, и лучше пусть будет заранее определенное место и время. Раз в месяц, два раза в месяц, вот в этом храме, и чтобы весь город об этом знал.

Ваше мнение о фильме «Гибель империи: Византийский урок». Очень ожесточенные споры об этом фильме.

Во-первых, это уже удача фильма, если о нем спорят. Во-вторых, фильм, понятное дело, не о Византии, он о нас. Фильм сделан по канонам современной политической рекламы, назвать это строго академическим исследованием никак нельзя. Идеи, которые там отстаиваются, в значительной степени верны.

Методы… Методы, в том смысле, что упор на пропаганду. Можно ли? Антицерковная, либеральная сторона позволяет себе такого рода методы. Можем ли мы им так же отвечать — здесь для меня есть некий вопрос. Но, признаюсь, что я, кажется, один из создателей этого фильма. Отец Тихон в интервью газете «Известия» об этом сказал, поэтому и я этого не скрываю.

Летом 2006 года отец Тихон попросил меня вывезти его из России. Сказал: вот, есть свободная неделя, устал, хочу отдохнуть — давай поедем? Тут выяснилось, что никуда уехать не могу, потому что открытой Шенгенской визы у меня нет. Говорю: «Поехали в Турцию — туда без визы». – «А что там интересного?”  – «Турция — это Византия». И мы с отцом Тихоном ездили по местам вселенских соборов. И кроме мест вселенских соборов мы побывали еще и в Каппадокии — места Богослова, Василия Великого. И вот тогда у нас было совершенно одинаковое ощущение с отцом Тихоном, что мы видим будущее России.

То есть вот эти гениальные, прекрасные, православные руины, а вокруг совершенно равнодушное к ним иноязыкое и иноверное население. И вот такое ощущение, что нечто подобное ждет и Россию.

a11

Всю жизнь с детства человек считает себя творцом всего нового, что происходит на земле. Но творец оказывается стоит на глиняных ногах, и в любой момент может развалиться на мелкие кусочки, как в свое время была разрушена планета Х, которая сейчас миллиардами осколков вращается вокруг Юпитера.

Если вы хотите узнать продолжение темы про конец света и апокалипсис, оставляйте свои комментарии, когда наступит конец света, т.к. ваше мнение увидят миллионы!!!

Гадкие загадки апокалипсиса

Вы узнали что наступает конец света

Есть вероятность, что Вам это тоже может быть интересно:

Adblock
detector
Наверх